Арнольд Шёнберг, австрийский композитор и музыковед, говорил: «Настоящий композитор всегда пишет музыку с температурой 39.5».
Мысль о том, что искусство рождается в страданиях – достаточно популярна, особенно когда речь идёт о музыке двадцатого века. Еще с античных времен считалось, что создание искусства в боли и тяжелых эмоциях или «проживание» сильных негативных чувств при прослушивании музыки или просмотре трагедии на сцене – исключительно облагораживающий и исцеляющий процесс. В точке наивысшего эмоционального напряжения происходит «очищение» или «музыкальный катарсис» – преобразование болезненных негативных чувств в светлые и возвышенные.
Двадцатый век, про который пойдёт речь в нашем концерте, был полон трагических событий. Может показаться, что в те годы композиторы редко сочиняли произведения другого настроения – музыку, созданную, чтобы увековечить счастливые мгновения.
Однако в действительности, при ближайшем рассмотрении, таких «островков» радости и спокойствия достаточно много. Именно в двадцатом веке появился импрессионизм – самое светлое течение в истории музыки.
В концерте прозвучат произведения не только двух ведущих представителей этого направления – Клода Дебюсси и Мориса Равеля, но и другие сочинения, объединенные темой света и радости в музыке.
Программа
К. Дебюсси — Остров Радости
К. Дебюсси — Арабеска
И. Альбенис — Эль Пуэрто
Л. Яначек — «В тумане», I номер из фортепианной сюиты
Б. Сметана — «Влтава» из цикла «Моя Родина» в переложении для арфы
К. Дебюсси — Танцы для арфы и фортепиано
М. Равель — Интродукция и Аллегро для арфы и фортепиано (в переложении автора)
Исполнители:
Наталия Учитель (фортепиано)
Татьяна Репникова (арфа)
Проведет концерт и дополнит музыкальные произведения комментариями Ольга Скорбященская – профессор Санкт-Петербургской Консерватории, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, автор большого количества музыковедческих статей и книг, постоянный лектор лучших залов Санкт-Петербурга.