Повтор уже традиционного в Особняке Мясникова балета! Премьера «Жизель. Возвращение в Париж» прошла в культурном пространстве в июне 2021 года. Постановка Михаила Венщикова так сильно полюбилась зрителям, что прочно вошла в программу событий.
Благодаря камерности пространства концертного зала Особняка Мясникова действие балета будет разворачиваться на расстоянии вытянутой от вас руки, что подарит совершенно новые и уникальные эмоции от просмотра.
«Жизель» — одно из самых старинных и самых известных балетных названий. Имя главной героини спектакля стало не только символом милосердия и любви, что «сильнее смерти», но и символом романтического балета с его утонченной эстетикой и драматургией, построенной на игре контрастов. Однако остается вопрос: Жизель — простая деревенская девушка, пейзанка, откуда взялся Париж? Разве возможно вернуться туда, где никогда раньше не был?
Для того, чтобы понять задумку балета и его сюжет необходимо обратиться в прошлое, к его истокам. Более чем 180 лет назад, в июне 1841 года, в Париже состоялась премьера балета «Жизель» Адольфа Адама. В заглавной роли блистала великолепная и несравненная итальянка Карлотта Гризи, постановщиками хореографии выступили Жан Каролли и Жуль Перро, авторами либретто — Сен-Жорж, Жан Каролли и Теофиль Готье. Премьеру ждал успех, парижская публика была поражена в самое сердце. С одной стороны, зрители попадали в экзотическую для них обстановку деревенской идиллии и фантастический мир вилис. С другой стороны, в балете чувствовался дух времени, дух Парижа 40-х годов: с роскошными балами и вихрями вальсов, которые уносили девушек яростными, безжалостно ускоряющимися темпами.
Тот спектакль, которому рукоплескал Париж в июне 1841 года, был в равной степени общим детищем всех создателей. Но, будет справедливо заметить, что зерно идеи принадлежит лишь одному из них — французскому поэту, прозаику и театральному критику Теофилю Готье. Как истинный художник Готье находил свое вдохновение в том числе и в трудах своих коллег. Воображение писателя надолго захватил рассказ Генриха Гейне о германских легендах, среди которых есть история о вилисах — невестах, умерших до свадьбы.
«Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их мертвых сердцах, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится» — эти строки воодушевляют Готье на создание балетного сценария.
Однако смущенный мыслью о том, что в этой «сладострастно-зловещей фантасмагории» так мало общего с реальной жизнью и охваченный стремлением приблизиться к зрителю, в поисках материала он обращается к сборнику поэзии своего современника Виктора Гюго.
Позже Готье писал в письме к Гейне: «Я, не знающий театральных перипетий и требований сцены, хотел запросто переложить в действие Первого акта восхитительную „Ориенталию“ Виктора Гюго. Зрители увидели бы прекрасное бальное зало какого-нибудь принца: люстры зажжены, цветы поставлены в вазы, буфеты наполнены, но гостей нет. На мгновение появляются вилисы, которых привлекает надежда завербовать новую подругу и удовольствие потанцевать… Прибытие господ и дам заставляет легкие тени вилис скрыться. Танцевавшая всю ночь Жизель была застигнута, как юная Испанка (героиня стихов Гюго), утренним холодом, и бледная царица вилис, невидимая для всего света, положила бы холодную руку ей на сердце».
Но сегодня, когда блеск парижских балов так же туманен и призрачен, как бестелесные вилисы, Михаил Венщиков — автор постановки «Жизель. Возвращение в Париж» счел уместным воссоединить эти стихии на сцене, руководствуясь подсказками, дошедшими до нас в записках Теофиля Готье.
До начала балета и во время антракта у вас будет возможность свободно прогуляться по особняку XIX века, сделать фотографии в парадных и гостиных стиля необарокко, заглянуть в бар за бокалом игристого и классическими театральными закусками или же отдохнуть у фонтана в зимнем саду.
Продолжительность: 1 час 30 минут с антрактом
