Анри Матисс – великий мастер XX века, чей вклад в развитие мирового искусства несомненен. Но так считали далеко не всегда. В начале XX века почти каждый показ его искусства порождал скандал, бурю критики и насмешек. Но Матисс никогда не отступал, а шел своим путем. Он открывал небывалую до той поры силу цвета, гармонию живописных созвучий. Отказываясь от лишних деталей, академической правильности, он приходил к искренности, известной детскому творчеству.
«Радость жизни» (1905–1906) — одна из ключевых картин Матисса, а ее название прекрасно отражает мироощущение мастера. Ему были знакомы и беды, и горести, но он умел преодолевать их и видеть в жизни красоту, радость и гармонию. Яркая и невероятно смелая работа вызвала серьезный общественный резонанс и явилась целым событием для мира изобразительного искусства.
В нашей беседе мы поговорим о пути художника, который изначально им быть не планировал, о том, как трансформировалось его искусство и о том, какую роль сыграл в этом процессе его покровитель и друг, коллекционер С. И. Щукин. «Красная комната», «Танец», «Музыка» и многие другие произведения рождались для особняка московского собирателя. Без его поддержки и заказов мастер вряд ли стал бы тем Матиссом, живописью которого наслаждается сегодня весь мир.
Спикер — Ольга Леонтьева, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции французской живописи второй половины XIX–XX вв., куратор нескольких крупных выставочных проектов.