Жизненный и творческий путь Иоганнеса Брамса представлен в контексте основного художественного направления XIX столетия – романтизм, зародившегося в Германии на стыке двух веков, как следствие громадных социальных перемен, которыми отмечена общественная жизнь той эпохи.
Преломление основных тенденций романтической эпохи, а также эстетические предпочтения и нравственная позиция композитора безусловно нашли претворение в его многогранном творчестве: в круге выбранных тем и образов, диапазоне жанров, стилистике произведений.
Некоторые аспекты личности Брамса, судьба которого полна драматизма, раскрывается и через общение с великими современниками, среди которых, Роберт Шуман и Петр Чайковский. Все озвученные положения станут лейтмотивами лекции, включающей не только актуальные музыковедческие исследования о творчестве Брамса, но и выдержки из его писем и воспоминания друзей и коллег, раскрывающего грани его характера.
Лекция подготовлена Анастасией Александровой — музыковедом, выпускницей Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и заведующей музыкальной частью Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Анастасия является автором, организатором и ведущей более 290 концертных программ, которые проходили на самых именитых площадках Северной столицы: в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Эрмитажном театре, камерных залах Мариинского театра, Русском музее, Шереметевском дворце и во многих других.
В музыкальных частях программы мы услышим фортепианное трио И. Брамса №3 до минор, а также музыку Р. Шумана и П. И. Чайковского, исполненные резидентами Клуба музыкантов Особняка Мясникова и друзьями нашего культурного пространства:
Марина Бесчастных (скрипка),
Максим Акчурин (виолончель),
Елизавета Украинская (фортепиано)
Программа:
Иоганнес БРАМС (1833-1897)
Венгерский танец № 5
(переложение для скрипки и фортепиано Йозефа Иоахима)
Роберт ШУМАН (1810-1856)
Три фантастических пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 73
- Zart und mit Ausdruck
Пётр ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893) – Михаил Плетнев (р. 1957)
Адажио из балета «Спящая красавица»
Пётр ЧАЙКОВСКИЙ
Танцевальная сцена (приглашение на трепак)
из цикла Восемнадцать пьес для фортепиано, соч. 72 № 18
Иоганнес БРАМС
Фортепианное трио № 3 до минор, соч. 101
- Allegro energico
- Presto non assai
III. Andante grazioso
- Allegro molto
Продолжительность: 1 час 30 минут.