Дягилев организовал настоящую «витрину» русского искусства и представил ее заграничной публике. Он жаждал создавать новые формы художественной деятельности, синтезируя различные виды искусства, обновляя привычный мир культуры. Это стремление стало революционным для того времени и определило грандиозный успех продвижения русского искусства за рубежом.
Мало кто знает, но первоначально ставить балет Дягилев не планировал. Однако именно легендарный «Русский балет Дягилева» стал основным видом деятельности его антрепризы.
Помимо балета Сергей Павлович открыл Европе русское изобразительное искусство, моду и, конечно, музыку. Начал он в 1906 году с выставки русской живописи и скульптуры в Париже, завоевав интерес публики и критиков, а затем фантастически громко дебютировал с оперой «Борис Годунов» Мусоргского в Гранд-опере французской столицы.
Его поддерживала русская художественная интеллигенция: концерты проходили с участием С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина, а сформировавшаяся позднее балетная труппа состояла из звезд Мариинского и Большого театров.
В Европе звучали музыкальные сокровища русской культуры и поистине захватили внимание публики: импресарио организовал в Париже 5 симфонических концертов в рамках «Исторических русских концертов» и представил все золото русской классической музыки, ставшей неотъемлемой частью европейской культуры начала ХХ в.
На камерном концерте в Особняке Мясникова насладимся сочинениями, звучавшими в период расцвета отечественной культуры на лучших сценах Парижа, Лондона и Рима, в исполнении виртуозной пианистки, лауреата Международных конкурсов Марины Яхлаковой.
Программа:
I отделение
С. В. Рахманинов
Прелюдия до-диез минор Оp. 3 № 2
Прелюдия ре-бемоль мажор Ор. 32 №13
Этюд-картина Ор. 33 № 6
Этюд-картина Ор. 33 № 9
Этюд-картина Ор. 39 № 9
И. Ф. Стравинский. Три фрагмента из балета «Жар-Птица» («Поганый пляс Кащеева царства», «Колыбельная», «Финал»)
II отделение
С. В. Рахманинов. Вариации на тему Шопена Oр. 22