17 декабря
Лекция «Русский импрессионизм – уникальный, неистовый, восхитительный»
В Особняке Мясникова пройдет уютная встреча, посвященная искусству чувственному и эмоциональному, стремящемуся к целомудренному восприятию мира, – импрессионизму

Сияющая радость бытия «здесь и сейчас», улыбчивый трепет внезапного счастья, ускользающий блеск редкого солнца и всесокрушающий взрыв эмоций — это импрессионизм. Только не французский, изначальный и классический, а русский, самостоятельный и неповторимый. 

Как известно, в 1874 году в Париже состоялась первая выставка импрессионистов. В том же году в Париже работали Илья Репин и Василий Поленов, и влияние французских импрессионистов, безусловно, сказалось на творчестве великих русских художников: выбор сюжета, пластичность кисти и широкая манера письма были характерны для позднего творчества Репина, а Поленов стал истинным мастером пленэрной пейзажной живописи 

Однако Илью Репина и Василия Поленова нельзя назвать импрессионистами в классическом понимании. Таковыми стали их ученики: у первого в разное время проходили обучение Борис Кустодиев, Константин Вещилов и Филипп Малявин, а второй «воспитал» основоположника русского импрессионизма — Константина Коровина, «Муза» (1887 г.) которого считается первой в России импрессионистической картиной. 

Импрессионизм русской школы, выйдя из французского классического импрессионизма, все же отличался от него. По словам искусствоведа Вячеслава Филиппова, различие проявилось в его ускоренном развитии и смешении различных стилистических направлений. Для нашего импрессионизма характерна большая в сравнении с французским загруженность смыслом и меньшая динамизация. Французские живописцы старались делать упор на впечатление от увиденного, в то время как русские добавляли в свои работы отображение внутреннего состояния художника 

Кроме того, русскому импрессионизму присущ «деревенский» характер в отличие от «городской» манеры написания у французских живописцев 

Словно подтверждая эти слова, Константин Коровин, во время вынужденной эмиграции в столице Франции, сообщал Федору Шаляпину (1938 г.): «Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная и в воздухе слышен запах дыма от овина и стучат цепи — молотят рожь». 

Что, как не эти слова, свидетельствует о богатстве, мощи и уникальности духа русской национальной школы «Впечатления». 

На лекции мы поговорим о неожиданном и непредсказуемом характере русского импрессионизма, а также о его создателях: о добродушном весельчаке Константине Коровине и саркастичном эстете Валентине Серове, грустнонежном поэте Исааке Левитане и яростном человекевихре Филиппе Малявине, эпичном портретисте природы Аркадии Рылове и задушевном рассказчике Игоре Грабаре, элегантнограциозной «титаниде» Зинаиде Серебряковой и кротком добросердечном страннике Константине Юоне. 

Обо всех них нам расскажет Серафима Коломейцеваискусствовед, выпускница СанктПетербургской Академии Художеств и сотрудник Государственного Русского музея. 

через 12 дней
17 декабря в 12:00
адрес
Восстания, 45
цена
2500 руб
17 декабря
Лекция «Русский импрессионизм – уникальный, неистовый, восхитительный»
через 12 дней
17 декабря в 12:00
адрес
Восстания, 45
цена
2500 руб
В Особняке Мясникова пройдет уютная встреча, посвященная искусству чувственному и эмоциональному, стремящемуся к целомудренному восприятию мира, – импрессионизму

Сияющая радость бытия «здесь и сейчас», улыбчивый трепет внезапного счастья, ускользающий блеск редкого солнца и всесокрушающий взрыв эмоций — это импрессионизм. Только не французский, изначальный и классический, а русский, самостоятельный и неповторимый. 

Как известно, в 1874 году в Париже состоялась первая выставка импрессионистов. В том же году в Париже работали Илья Репин и Василий Поленов, и влияние французских импрессионистов, безусловно, сказалось на творчестве великих русских художников: выбор сюжета, пластичность кисти и широкая манера письма были характерны для позднего творчества Репина, а Поленов стал истинным мастером пленэрной пейзажной живописи 

Однако Илью Репина и Василия Поленова нельзя назвать импрессионистами в классическом понимании. Таковыми стали их ученики: у первого в разное время проходили обучение Борис Кустодиев, Константин Вещилов и Филипп Малявин, а второй «воспитал» основоположника русского импрессионизма — Константина Коровина, «Муза» (1887 г.) которого считается первой в России импрессионистической картиной. 

Импрессионизм русской школы, выйдя из французского классического импрессионизма, все же отличался от него. По словам искусствоведа Вячеслава Филиппова, различие проявилось в его ускоренном развитии и смешении различных стилистических направлений. Для нашего импрессионизма характерна большая в сравнении с французским загруженность смыслом и меньшая динамизация. Французские живописцы старались делать упор на впечатление от увиденного, в то время как русские добавляли в свои работы отображение внутреннего состояния художника 

Кроме того, русскому импрессионизму присущ «деревенский» характер в отличие от «городской» манеры написания у французских живописцев 

Словно подтверждая эти слова, Константин Коровин, во время вынужденной эмиграции в столице Франции, сообщал Федору Шаляпину (1938 г.): «Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная и в воздухе слышен запах дыма от овина и стучат цепи — молотят рожь». 

Что, как не эти слова, свидетельствует о богатстве, мощи и уникальности духа русской национальной школы «Впечатления». 

На лекции мы поговорим о неожиданном и непредсказуемом характере русского импрессионизма, а также о его создателях: о добродушном весельчаке Константине Коровине и саркастичном эстете Валентине Серове, грустнонежном поэте Исааке Левитане и яростном человекевихре Филиппе Малявине, эпичном портретисте природы Аркадии Рылове и задушевном рассказчике Игоре Грабаре, элегантнограциозной «титаниде» Зинаиде Серебряковой и кротком добросердечном страннике Константине Юоне. 

Обо всех них нам расскажет Серафима Коломейцеваискусствовед, выпускница СанктПетербургской Академии Художеств и сотрудник Государственного Русского музея. 

Афиша
БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ