Коллекция французской живописи Сергея Ивановича Щукина в начале XX века была лучшей в мире. С ней не могло сравниться ни одно собрание ни во Франции, ни в Америке. Кто не знает «Завтрак на траве» Моне, «Гору св. Виктории» Сезанна, «Голубых танцовщиц» Дега, «Жену короля» Гогена, «Танец» Матисса или «Трех женщин» Пикассо? Сейчас это классика европейского искусства, картины обладают абсолютной мировой известностью и входят во многие пособия по истории искусства.
В начале века эти произведения были настолько революционными, непривычными, что в Москве Сергея Ивановича многие считали безумным. Но его это не останавливало, он продолжал привозить все новые и новые картины. Его особняк в Большом Знаменском переулке к началу Первой Мировой войны был до отказа набит картинами – там насчитывали более 250 произведений.
«Моя коллекция – это история коллекционера», – говорил сам Щукин. Личные трагедии, потеря близких людей, череда самоубийств в семье Щукиных – все это накладывало свой отпечаток на облик его собрания. Образам таитянского рая Гогена противостояли видения бесконечной тоски, смерти и отчаяния Пикассо. Но самым дорогим сердцу Сергея Ивановича оставалось искусство Матисса.
История взаимоотношений Матисса и Щукина – повесть о великом мастере и великом коллекционере, о которой невозможно рассказать в двух словах, но которую вы непременно услышите на лекции.
Спикер – Ольга Леонтьева, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции французской живописи второй половины XIX–XX вв., куратор нескольких крупных выставочных проектов, в том числе посвящённых Щукину:
– эрмитажный куратор выставки «Щукин: биография коллекции» в Пушкинском музее, 2019
– куратор выставки «Рождение современного искусства: выбор С. И. Щукина», Государственный Эрмитаж, 2022
